Руский Беларускi

Государственное учреждение образования «Гимназия № 1 г.Витебска»

Отмечаем юбилей Главная О гимназии Образовательный процесс Новости Объявления Платные услуги Каникулы Центр правовых знаний Профориентация БРПО, БРСМ Профсоюз Родительский университет Беларусы - гэта мы Краеведение Попечительский совет Сотрудничество, шефы Шестой школьный день Электронные кабинеты

Страничка психолога: Программа предпрофильной подготовки

Одним из направлений модернизации является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику.

Реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки учащихся – как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. Уже в 7-ом классе учащийся должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы и принять ответственное решение.

Для эффективного личностного становления учащимся  необходима психолого-педагогическая помощь. Предпрофильная подготовка и помощь старшим подросткам в профессиональном самоопределении дает возможность молодым людям преодолеть многие кризисы возрастного развития и эффективно формирует личность.

 

Для воспитания учащихся наиболее актуальными являются следующие направления психолого-педагогической работы:

• предоставление информации об особенностях выбора профиля обучения в старшей школе, а также обо всех возможных путях продолжения своего образования и обучения выбранной профессии после окончания  школы;

• позитивное влияние на целостное становление личности учащихся, а именно на формирование таких качеств и умений, как способность к самопознанию и самоизменению, независимость, доверие к себе, умение делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленность, самокритичность, компетентность, коммуникабельность, самостоятельность, эмоциональная (поведенческая) гибкость, мобильность, сила воли;

• предоставление учащимся возможностей для глубокого самопознания своего темперамента, интересов, способностей, склонностей, типа мышления, потребностей, ценностных ориентаций и т.п.;

• развитие самосознания, повышение самооценки и уровня притязаний.

Следовательно, психолого-педагогическая работа, нацеленная на помощь старшим подросткам в профессиональном самоопределении, становится главным механизмом становления их личности в целом, а также помогает удовлетворить актуальные потребности, возникновение которых обусловлено возрастным развитием подростков.

 

Работа по предпрофильной подготовке осуществляется со всеми субъектами образовательного процесса – учащимися, педагогами и родителями по 3 основным формам:

 - просвещение

- диагностика

- консультирование

Целью психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки является создание условий для оптимального развития и образования учащихся с учетом их здоровья, психофизиологических возможностей, интересов, склонностей и способностей,  а также способствование самоопределению учащихся относительно профиля обучения и дальнейшей сферы профессиональной деятельности.

Задачи:

- выявление интересов, склонностей, способностей учащихся  и формирование

практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной

деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;

- оказание помощи в приобретении учащимися представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;

- развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов,

ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной

деятельности;

- формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Предпрофильное образование имеет две ступени:

1-я ступень –7- 8-е классы;

2-я ступень – 9-й класс.

  I-ступень – предпрофильный этап «Познай себя»

            Цель – создание условий, необходимых для формирования ключевых компетентностей, позволяющих совершить учащимся осознанный выбор дальнейшего образовательного маршрута.

            Задачи:

- содействие самопознанию учащихся, учету индивидуальных и личностных особенностей, интересов и склонностей;

- актуализация процесса формирования представлений о мире профессий и характере труда.

II- ступень – предпрофильный этап «Твой выбор».

Цель: конструирование условий, способствующих формированию  самоопределения.

Задачи:

- формирование знаний о психологических особенностях личности, мире профессий, содержании профессиональной деятельности в различных сферах;
- развитие профессиональных интересов, склонностей, способности к планированию учебных и профессиональных качеств, важных для профессионального самоопределения;
- обучение основам выбора профессий

 

Результатом психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников являются сформированность профориентационно значимой компетентности и способности выступать в качестве субъекта профессионального выбора, выражающиеся в готовности старшеклассника:

·  испытывать и удовлетворять потребность во взвешенном выборе направления продолжения образования, в последующей самореализации в избранном образовательном профиле; в самовыражении в образовательном и профессиональном сообществе, в продуктивном освоении образовательной среды;

·  выделять варианты выбора из предлагаемых образовательным пространством или конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения;

· ставить образовательную и профессиональную цель, использовать  внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели;

· приобретать опыт создания личностно значимых образовательных продуктов, играющих роль профильных и профессиональных проб, проводить его рефлексивное осмысление;

· владеть комплексом способов деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющего общества и рынка труда;

·  выявлять ограничители свободы выбора направления продолжения образования и определять пути их преодоления;

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального Я, поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.

 

План реализации программы

I этап «Познай себя» (7 класс)

 

№ п/п

Содержание

Сроки

с учащимися

  1.  

Практикум  «Что я знаю о себе».

октябрь

  1.  

Тренинговое занятие «Примерка профессий»

февраль

  1.  

Изучение профессиональной направленности «Карта интересов»

март

  1.  

Анкетирование учащихся по выбору профиля обучения.

апрель

  1.  

Проективное сочинение «Я: за и против».

май

  1.  

Индивидуальные консультации по изучению специфики учебной деятельности, способов разрешения проблемных ситуаций.

в течение года

  1.  

Встречи с людьми различных профессий

в течение года

  1.  

Посещение учебных заведений города.

в течение года

                                                 с родителями

 

Групповое и индивидуальное (по необходимости) консультирование  родителей (законных представителей) по результатам диагностики

в течение года

10.   

Анкетирование по мотивации обучения ребенка.

март

                                              с педагогами

11.   

Групповое и индивидуальное (по необходимости) консультирование педагогов по результатам диагностики

в течение года

12.   

Анкетирование «Способы повышения учебной мотивации учащихся»

март

13.   

Психолого-педагогический консилиум по формированию профильных классов.

апрель

14.   

Индивидуальные консультации по организации профориентационной работы

в течение года

 

 

I этап «Познай себя» (8 класс)

 

№ п/п

Содержание

Сроки

с учащимися

  1.  

Психологический практикум «Творческий потенциал». Тест «Ваш творческий потенциал».

декабрь

  1.  

Тренинг общения  «Мои плюсы и минусы». Анкета «+» «-».

март

  1.  

Индивидуальные консультации по выработке индивидуального стиля деятельности, личностного роста.

в течение года

  1.  

Встречи с людьми различных профессий

в течение года

  1.  

Посещение учебных заведений города.

в течение года

                                                  с родителями

 

Групповое и индивидуальное (по необходимости) консультирование  родителей (законных представителей) по результатам диагностики

в течение года

  1.  

Родительское собрание «Перспективные профессии
и ориентации учащихся»

февраль

                                            с педагогами

  1.  

Групповое и индивидуальное (по необходимости) консультирование педагогов по результатам диагностики

в течение года

  1.  

Заседание творческой группы учителей-предметников «Использование новых педагогических технологий в работе с малыми учебными группами»

март

 

 План реализации программы

II этап «Твой выбор» (9 класс)

 

№ п/п

Содержание

Сроки

с учащимися

 

Информационно-познавательное занятие по теме «Стратегии выбора профессии»

октябрь

  1. 2.       

Тренинг общения «Роли, которые мы выбираем».

январь

  1.  

Психологический практикум «Твоя профессиональная карьера»

апрель

  1.  

Итоговая диагностика по выбору профиля обучения

май

  1.  

Индивидуальное консультирование учащихся  по результатам диагностики и выбору образовательного маршрута.

в течение года

с родителями

 

Групповое и индивидуальное (по необходимости) консультирование  родителей (законных представителей) по результатам диагностики

в течение года

  1.  

Консультация «Способы организации самостоятельной учебной деятельности в целях наиболее эффективной подготовки к экзаменам»

Март

                                          с педагогами

  1.  

Групповое и индивидуальное (по необходимости) консультирование педагогов по результатам диагностики

в течение года

  1.  

Беседа с классным руководителем  по результатам работы с классом.

в течение года

 

 


Мероприятия Вопрос-ответ Контактная информация Электронное обращение Карта сайта