Руский Беларускi

Государственное учреждение образования «Гимназия № 1 г.Витебска»

Отмечаем юбилей Главная О гимназии Образовательный процесс Новости Объявления Платные услуги Каникулы Центр правовых знаний Профориентация БРПО, БРСМ Профсоюз Родительский университет Беларусы - гэта мы Краеведение Попечительский совет Сотрудничество, шефы Шестой школьный день Электронные кабинеты

Страничка психолога: Советы родителям. Влияние семьи на психическое здоровье детей (для 1-5 кл)

Конфликты между родителями

Постоянные ссоры в семье приводят к тому, что ребенок постоянно чувствует себя беззащитным и несчастным. Часто малыш думает, что виноват в конфликтах между родителями. Все это может стать причиной травмирования еще не сформировавшейся детской психики. Ребенок становится замкнутым, страдает от ночных кошмаров и навязчивых детских страхов. Дети, растущие в таких семьях, не видят перед собой примера нормальной модели поведения, что часто мешает им в будущем строить межличностные отношения. Душевная травма нередко сказывается на здоровье: у ребенка могут развиться тики, энурез, нарушения внимания и речи.

Гиперопека

Это стиль взаимоотношений в семье, предполагающий тотальный контроль и чрезмерную опеку над ребенком. Родители выбирают, чем ребенок будет заниматься, с кем дружить, что думать по тому или иному поводу, не оставляя никакой свободы. В этом случае семья часто препятствует формирования самостоятельности и ответственности. Результатом становится робость, неуверенность в себе и закомплексованность ребенка. Он с трудом социализируется, боится совершить ошибку или принять собственное решение. Также страдает и физическое здоровье ребенка: у него могут появиться любые психосоматические расстройства.

Гипоопека

Предполагает открытое или скрытое эмоциональное отвержение ребенка собственными родителями. В этом случае ребенок не получает необходимого внимания, заботы, поддержки и помощи. При таком воспитании детям предоставляется полная свобода, а взрослые абсолютно не интересуются занятиями, интересами и чувствами младших членов семьи. Другим вариантом гипоопеки может быть эмоциональная холодность, сочетающаяся с завышенными требованиями к ребенку. При такой обстановке в семье здоровье детей обычно сильно страдает. Дети могут отставать в интеллектуальном и физическом развитии, страдать нарушениями сна и заиканием. У многих развиваются невротические привычки – грызение ногтей, сосание пальца и т. д. Иногда наблюдаются боли в желудке, энурез и другие проблемы со здоровьем.

 

Как создать в семье благоприятную для ребенка атмосферу

Чаще общаться с ребенком

Дети всегда хотят узнать о том, чем интересуются родители, как они ведут себя вне дома, с кем общаются, как решают возникшие трудности. Позвольте ребенку спрашивать Вас о работе, друзьях, увлечениях. Отвечайте откровенно даже на необычные вопросы и не стесняйтесь говорить на самые щекотливые темы. Такие беседы помогут формированию доверительных отношений. Во время разговора Вы, в свою очередь, можете узнать, что волнует малыша, каковы его представления об окружающем мире. Не забывайте спрашивать ребенка о его здоровье и самочувствии, особенно если он отказывается идти в школу или в садик.

Проявлять внимание к ребенку

Ребенку важно не количество времени, проведенного с мамой или другими членами семьи, а качество общения. Например, один 10-минутный разговор в конце дня может значить больше, чем целый выходной, который Вы провели вместе. Важно не просто присутствовать в детской во время игр или сопровождать ребенка на прогулке, а дать ему почувствовать себя нужным родителям. Как можно чаще говорите ребенку, что любите его, проявляйте внимание к его увлечениям и интересам.

Хвалить ребенка за все достижения

Чтобы сохранить психическое и физическое здоровье ребенка, обязательно хвалите его за любые достижения: правильно сделанное домашнее задание, красивый рисунок, вымытую за собой посуду. Одобрение со стороны взрослых внушает ребенку уверенность в себе и мотивирует его добиваться новых успехов. Не стесняйте хвалить ребенка заранее. Например, фраза «У тебя сегодня все получится!» поможет ребенку пережить трудный и насыщенный событиями день.

Не злоупотреблять наказаниями

Вне зависимости от тяжести проступка наказание не должно вредить как физическому, так и психическому здоровью. Если Вы не уверены, стоит ли ругать ребенка, воздержитесь от порицания. Наказание допустимо только за уже совершенное действие и не может применяться в качестве «профилактики». Оно не должно идти в ущерб отношениям внутри семьи: даже если ребенок провинился, не лишайте его своего внимания и заботы. После наказания не напоминайте ребенку о проступке. Если ребенок постоянно будет чувствовать себя виноватым, это повредит его психическому здоровью.

 

Как определенные ценности, культивируемые в семье, влияют на становление психики и характера  ребенка в будущем. 

  1. Похвала в семье – ребенок благодарный.
  2. Безопасность – ребенок верит в людей.
  3. Подбадривание – он верит в себя.
  4. Ребенка критикуют – он ненавидит людей.
  5. Упреки – ребенок ощущает чувство вины.
  6. Вражда в семье – ребенок становится агрессивным.
  7. Насмешки над ребенком – ребенок замкнут.
  8. Ребенка поддерживают – ценит себя.
  9. Терпимость в семье – ребенок принимает других такими, какие они есть.
  10. Честность в семье – ребенок справедливый.
  11. Понимание и дружелюбие – ребенок находит любовь в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стиль воспитания (для 6-9 кл)

 

Инструкция. С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов выберите наиболее предпочтительный.

 

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека  наследственностью или воспитанием?

 

а. Преимущественно воспитанием.
б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
в. Главным образом врожденными задатками.
г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

 

 

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

 

а. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
б. Абсолютно с этим согласен.
в. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей
    как воспитателей своих детей.
г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

 

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

 

а. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
в. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

 

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

 

а. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей
    интерес к этим вопросам.
в. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в
    школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений
    безнравственности.
г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

 

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

 

а. Если попросит, можно и дать.
б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать
    расходы.
в. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы
    ребенок сам учился планировать свои расходы.
г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

 

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

 

а. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
в. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

 

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

 

а. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных
    людей, это не принято.
б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с
    невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
в. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит
    за разумные пределы.
г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

 

8. Дочь-подросток (сын) хочет провести выходные на даче у друзей, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее (его)?

 

а. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и
    повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
б. Возможно, если знаю ее (его) товарищей как порядочных и надежных ребят.
в. Она (он) вполне разумный человек, чтобы самой (-ому) принять решение. Хотя, конечно, в ее (его) отсутствие  буду немного беспокоиться.
г. Не вижу причины запрещать.

 

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

 

а. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
в. Расстроюсь
г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

 

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

 

а. Безусловно.
б. Стараюсь.
в. Надеюсь.
г. Не знаю.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

 

 

 

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

 

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны.

 

Последствия стилей семейного воспитания для ребёнка

 

Авторитетный стиль

 

Дети при таком стиле воспитания превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

 

Авторитарный стиль

 

Дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю, наркотикам, совершать противоправные действия. (сделать акцент на отрицательных последствиях).

 

Либеральный стиль

 

Дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны, самооценка завышена, проявляют неуважение к старшим, а также к родителям; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

 

Индифферентный стиль

 

Ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его любыми способами, в т.ч. и отрицательным поведением. Отсутствие любви родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному (противоправному, преступному) поведению.

 

Бланк для диагностики

 

Стиль поведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

б

в

в

г

в

г

а

б

г

б

2

а

а

г

в

б

б

б

а

а

а

3

в

б

б

б

а

а

г

в

в

в

4

г

г

а

а

г

в

в

г

б

г

 

Как определенные ценности, культивируемые в семье, влияют на становление психики и характера  ребенка в будущем.

Похвала в семье – ребенок благодарный.

Безопасность – ребенок верит в людей.

Подбадривание – он верит в себя.

Ребенка критикуют – он ненавидит людей.

Упреки – ребенок ощущает чувство вины.

Вражда в семье – ребенок становится агрессивным.

Насмешки над ребенком – ребенок замкнут.

Ребенка поддерживают – ценит себя.

Терпимость в семье – ребенок принимает других такими, какие они есть.

Честность в семье – ребенок справедливый.


Мероприятия Вопрос-ответ Контактная информация Электронное обращение Карта сайта